Коммерсант FM: ФАС пройдется по наценкам

— 16.08.2021 —

Проблема с ростом цен на товары обострилась еще в декабре прошлого года — тогда правительство боролось с подорожанием сахара, подсолнечного масла, муки и хлеба договором с производителями. Те согласились не повышать цены взамен на компенсацию от государства.
 
Вновь на подорожание базовых продуктов Владимир Путин обратил внимание в июле и попросил ФАС, Минпромторг и глав регионов активно мониторить ситуацию. Как раз ценообразованием в антимонопольной службе заинтересовались на днях и сразу организовали внеплановые проверки в крупнейших сетях. Неожиданно пришли в офисы X5 Retail Group, «Магнита» и «Ленты». Компании заподозрили в картельном сговоре и пригрозили штрафом в 15% от годовой выручки, а она за прошлый год у всех этих сетей составила свыше 4 трлн руб.
 
В тот же день ФАС объявила о намерении законодательно скорректировать торговую наценку на продукты, по данным источников Forbes, чтобы «повысить прозрачность». На совещании присутствовали и крупные ритейлеры. Но в «Азбуке вкуса», X5 Retail Group и «Магните» на запрос “Ъ FM” не ответили, а в «Ленте» отказались от комментариев.
 
Эксперты рынка ритейла уверены: специалистам ФАС придется разобраться в 30 тыс. позиций продуктов, чтобы взять механизм под контроль. Иначе унифицировать наценку невозможно — против этого играют разные форматы магазинов, географическое положение, сезонность и многие другие причины, говорит председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов: «Разные форматы магазинов, у них разная наценка. Опять же, у нас есть северные территории, в которых логистика достаточно серьезная. Каким образом можно унифицировать наценку для жесткого дискаунтера, для премиум-магазина? Априори невозможно. Либо мы возвращаемся к «совку» и делим страну на три зоны, и, соответственно, по всей стране продается один вид консервов по одной цене».
 
По данным ФАС, наценка, например, на пшено составляет 44%, на чай — 40%, а на ржаной хлеб — 30%, а это, по мнению службы, серьезно для социально значимых товаров. Однако попытка судить по средним показателям наценки необъективна, уверен глава компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров: «Многие страны пробовали регулировать наценки на отдельные виды товаров, наценки в целом. Любая форма регулирования приводит к тому, что цены растут. Говорить о регулировании в практической плоскости, я надеюсь, нам все-таки не придется. У правительства сейчас есть все необходимые инструменты для контроля над ценами».
 
И все же антимонопольщики будут ждать от крупных сетей стратегий по ограничению наценки. На неделе, по утверждениям Forbes, представителей магазинов ждет очередное обсуждение. Некоторые производители и поставщики в предложении ФАС увидели тревожный сигнал. Не исключено, что установка минимальной наценки скажется на условиях их взаимодействия с торговыми сетями, отмечает руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин:
 
«Планы ФАС касаются так называемых товаров социально значимых. Проблема вся в том, что сам по себе список социально значимых товаров давно уже устарел — к ним относится мясо на кости и не относится бескостное, при том что многие позиции мяса на кости стоят в разы дороже, чем бескостное мясо. Если на что-то установят какие-то предельные цены или наценки, значит, сеть отыграется на других товарах. Там, где сети, давить на поставщиков, можно, конечно, но если последние будут работать в убыток, то будет сокращаться производство и не будет инвестиций».
 
Однако проконтролировать наценку на отдельные виды продуктов все-таки возможно, полагает президент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Виталий Корнев. Некоторые поставщики в итоге могут даже оказаться в плюсе.
 
«Есть гораздо более простой способ отрегулировать все наценки — просто бежать в сети и ставить ценник от поставщика и конечный ценник, чтобы сам покупатель мог видеть их наценку.
 
Если она будет сведена к разумному минимуму, который позволяет сетям продолжать свою деятельность, объем продаж возрастет. Сети заберут часть рынка неорганизованной розницы, и поставщики, которые с ним работают, при этом выиграют»,— резюмирует Корнев.
 
Кстати, во внимание ФАС попало ценообразование не только продуктовых сетей. В международном антиконкурентном сговоре заподозрили ЦУМ — якобы там завышают стоимость люксовых товаров. В управляющей компании Mercury происходящему очень удивились, ведь антимонопольная служба уже проверяла компанию в 2019 году.

НАЗАД


Контакты

121614, Россия, г. Москва, Крылатские холмы, д. 47, офис 3
тел.: +7 (495) 981 09 99
факс/тел.:  +7 (495) 414 55 76
info@fish-alliance.ru

Для прессы:
тел.: +7 (915) 474 83 00
Наша Ассоциация приветствует российские СМИ, освещающие вопросы рыбной отрасли. Мы рады сотрудничеству с прессой и оперативно реагируем на запросы журналистов.

За более подробной информацией, пожалуйста, обращайтесь
по адресу: pressa@fish-alliance.ru