Гудок: «Красной рыбы на прилавках магазинов много не будет»

— 13.08.2014 —

Гудок: «Красной рыбы на прилавках магазинов много не будет»

90% рыбных стейков в магазинах — это были поставки из Норвегии. Кто будет брать в магазине форель по цене осетрины? Что будет с ценами на рыбную продукцию в интервью Gudok.ru рассказал исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Алексей Аронов

 

– Алексей, еще недавно прилавок со свежей рыбой в супермаркете типа «Перекрестка» выглядел следующим образом: в первую очередь здесь лежали норвежская семга и форель, затем искусственно выращенные в Греции или Испании дорадо и сибас. В лучшем случае картину дополняли свежая мурманская треска и местный карп. В связи с запретом импорта из ЕС и Норвегии, как будет выглядеть прилавок? Что теперь предложат рыбаки и импортеры магазинам, а те покупателям?

 

– Надо сказать, что свежей рыбы в России всегда была мало. К нам импортируется много рыбы из Китая и Вьетнама. Это телапия и пангасиус (последний из-за своего неблагозвучного названия иногда именуется в магазинах как «морской язык», хотя это совершенно другая рыба, – примеч. Gudok.ru). В этих странах рыбу тоже выращивают искусственно в местных водоемах и поставляют в Россию, причем, с большими нарушениями законодательства.

 

Глазурь на ней (лед, которым рыба покрывается при заморозке, – примеч. Gudok.ru) составляет до 50%. То есть при разморозке рыба «тает» и существенно теряет в весе. Покупатели платят за воду. Вот такая рыба и составляет основу рыбных прилавков страны, и она, разумеется, замороженная.

 

– А если все-таки говорить о свежей рыбе, она же тоже важна для покупателя…

– Свежая (охлажденная) рыба оказывается под ударом, ее будет меньше. 160–180 тыс. тонн составлял импорт из Норвегии — форель и семга, и заменить ее сложно.  У нас производится своя форель, но это очень мало — всего 20–25 тыс тонн.

 

– Подождите, но лосось также, как в Норвегии, выращивается и в Чили. Оттуда не может быть поставок?

– Норвежская рыба приходила к нам автотранспортом за  4–5 дней, а рыба из Чили плывет к нам судами  1–1,5 месяца, чилийский лосось будет приходить к нам замороженным. Многие рыбопереработчики использовали в производстве именно норвежскую форель и семгу. Рыбные продукты из красной рыбы (например, соленая красная рыба) делались из свежей рыбы.

 

Теперь же заводы будут переходить на чилийское сырье. Им придется изменить технологии производства, делать продукты из замороженной рыбы. Важно и то, что чилийские продавцы рыбы, видя ажиотажный спрос со стороны российских покупателей, могут поднимать цены. Кроме того, логистика из Чили, разумеется, дороже.

 

– Но рыбные продукты, например, соленую красную рыбу можно делать и из российской красной рыбы.

– Можно. Но это другая рыба и другие технологии. Хотя, хочу сказать, что если норвежская форель и семга выращивались искусственно, то российская горбуша плавает в море. Эта рыба более полезна для человека, как любой органический продукт.

 

– Получается, что российской форели очень мало, чилийская дороже. Значит, нас ждет рост цен на «красную рыбу»?

– Более того, путина горбуши на Дальнем Востоке оказалась провальной, красной рыбы в этом году поймали намного меньше, чем раньше.  Но я не хотел бы делать прогнозов по росту цен.

 

Дело в том, что в этом году и норвежская форель, и семга стоили довольно дорого: 540–500 руб за кг. Если рыба будет сильно дорожать, ее просто не смогут покупать. Кто будет брать в магазине форель по цене осетрины?  Я считаю, что можно говорить о дефиците красной рыбы. Ее просто станет значительно меньше, ведь 90% рыбных стейков в магазинах — это поставки Норвегии.

 

– Сегодня вторая по величине розничная компания в России Х5 Retail Group уже сообщила в Минпромторг о том, что некоторые ее поставщики рыбной продукции уведомили сеть о повышении цены на рыбные продукты. То есть рыба, все-таки, подорожает? За ценами будут следить российские ведомства? Ведомства теперь будут обращаться к поставщикам рыбы с требованием снизить цены?

– За ценами следит ФАС. Но как я и говорил, цену могут поднять не импортеры, а продавцы в тех странах, откуда мы будем завозить рыбу.

 

– В России выращивают и собственную форель. Могут ли российские производители увеличить объемы производства?

– Да, могут. До 70 тыс. тонн. Но пока рано говорить о полном импортозамещении, это все равно меньше, чем поставлялось в магазины раньше. Чтобы увеличить объемы производства, нужны годы. Рыба растет не один месяц. Кроме того, выращивание рыбы в Норвегии — это серьезная индустрия, вторая по величине экспорта для страны.

 

В России же аквакультура только начала развиваться. Российские компании приглашали норвежских специалистов, корм и мальков они закупали в Норвегии же. Теперь они не смогут закупать мальков. То есть сейчас они выловят рыбу, которая уже выросла, а из чего растить новую? Нужно самим строить свои «инкубаторы» для производства мальков, на это тоже нужно время, нужны технологии, инвестиции… Это непростой вопрос.

 

– В России много лет не могли принять закон «Об аквакультуре», и это тормозило развитие отрасли. Но теперь закон, наконец, принят. Достаточно ли этого для того, чтобы в России начали выращивать рыбу также активно, как и в Норвегии?

– Нужно принять еще много подзаконных актов. Но не в этом суть. Проблема в инвестициях в инфраструктуру, которые должно сделать государство. Проекты по разведению форели в России развиваются на Карельских озерах, и в Баренцевом море в Мурманской области. Это дикие места, где нет ни каких поселений, нет дорог, нет сотовой связи. Зачастую, туда можно попасть только на вертолете. Нужны серьезные вложения в транспортную доступность таких мест, без этого невозможно развитие такого производства.

 

Нужно проводить туда электричество, воду. И здесь необходима поддержка государства.  Наша собственная рыба, которую выращивают местные фермеры, ничем не хуже норвежской, она ведь попадает в магазины более свежей: из Мурманска и Карелии ее везти ближе.

 

– А что происходит с другими видами рыбы, которая выращивается в России? Может ли вырасти производства карпа? Насколько я знаю, он выращивается в прудах в теплой воде, хорошо растет даже в сточных водах электростанций.

– Всего в России выращивают 150 тыс тонн рыбы. И карп прекрасно растет в России. Вопрос в том, какую рыбу хотят покупать в магазинах, на рынке востребован лосось. Карпов и толстолобиков любят далеко не все.

 

Кстати, о проблемах красной рыбы говорят многие, а вот о сельди забывают. Норвегия поставляла в Россию 100 тыс. тонн сельди (и еще 50 тыс. тонн филе сельди). Теперь тот же объем сельди нужно будет поставлять в Центральную Россию с Дальнего Востока. Это уже не атлантическая сельдь, а другой вид — тихоокианская сельдь.

 

Но основная проблема в доставке. Во время путины железнодорожных вагонов не хватает, цены на них растут, вести рыбу становиться дорого. Теперь рыбодобытчики будут осваивать «Северный морской путь» — поставлять рыбу судами. Как все это будет организовано, насколько легко организовать такие поставки, пока сказать сложно. Слишком мало времени прошло, чтобы понять, как будет работать рыбный рынок.  Но свежей охлажденной рыбы в целом у нас будет меньше, так как дальневосточная рыба в Центральные регионы приходит в замороженном виде.

 

– Профильные ведомства уведомили российские магазины о том, что российский экспорт превышает импорт, и теперь российская рыба заменит импорт. Насколько возможно такое импортозамещение?

– Да, экспорт (1,3 млн тонн) превышает импорт (1 млн тонн) , но основа российского экспорта — это дальневосточный минтай. Эту рыбу любят в азиатских странах, ее с удовольствием едят в Японии. В России же минтай не пользуется особым спросом. Нужна популяризация этой рыбы в России, что бы ее покупали.

 

– В России есть поговорка: «лучшая рыба это колбаса». Получается, что потребление рыбы в стране может просто упасть. Правильно ли я понимаю, что вопросами популяризации также могут заниматься Минсельхоз и Росрыболовство? Ведь у ведомства уже есть опыт рекламный компании по популяризации рыбной продукции. Оно ведь уже занималось вопросами размещения рекламы под слоганом «Рыба ждет!»

– Да, Минсельхоз вполне мог бы заниматься популяризацией этой рыбы.

 

– Терпят ли убытки российские компании импортеры рыбы? Насколько я понимаю, решение о запрете ввоза рыбы из Норвегии и других стран застало корабли многих импортеров в открытом море, когда они перевозили рыбу в Россию, закупив ее у своих партнеров.

– Да. Те,  кто поставляют рыбу морским путем, могут пострадать. С этой недели таможня уже не пропускает рыбу из запрещенных стран. А ведь те, кто везет рыбу из США или Канады, могут затратить на дорогу до 2-х месяцев. Многие импортеры могут понести убытки.

 

– Российские ведомства также сообщали, что в магазинах может появиться рыба из Крыма. Это возможно?

– Конечно. Крымские рыбаки уже говорили о том, что у них серьезные проблемы. Украинский рынок для них закрылся, а российский не открылся. Но в Крыму вылавливают другие виды рыбы, например, барабульку и пеленгас, хамсу. У нас плохо знают эти виды рыбы, им тоже нужна популяризация в России.

 

– Правильно ли я понимаю, что есть и еще одна проблема: рыба, которая вылавливается в море разная по величине, ее поставки нерегулярны, так как сегодня вылов есть, а завтра нет, а торговые сети всегда предпочитали искусственно выращенную рыбу. Теперь торговым сетям придется учиться работать в большей степени именно с дикой рыбой?

– В мире соотношение выращенной фермерской рыбы и выловленной дикой примерно 50 на 50. А для потребителя лучше именно дикая рыба.

 

А почему у нас было столько импорта?  Причин много. Импортная рыба, к примеру, была дешевле: в Европе рыбаки не платят налог на вылов рыбных ресурсов, у нас платят. Кроме того, импорт давал разнообразие видов рыб, импортировались скумбрия, сельдь — своей у нас недостаточно, хека тоже.

 

Кроме того, западные сети, которые работают в России, «Ашан», «Метро» и прочие традиционно работали с импортерами рыбы, они работали с ними на рынках разных стран, и им было удобно работать со своими старыми партнерами и в России. Теперь им придется изменить схему работы. Они будут больше работать именно с российскими рыбодобывающими компаниями.

Ольга Колтунова

Оригинал статьи расположен по адресу:

http://www.gudok.ru/economy/?ID=1207397

НАЗАД


Контакты

121614, Россия, г. Москва, Крылатские холмы, д. 47, офис 3
тел.: +7 (495) 981-0999
факс: +7 (495) 414-5576
info@fish-alliance.ru

Для прессы:
Тел. \ WhatsApp: +7 (915) 474-8000
Наша Ассоциация приветствует российские СМИ, освещающие вопросы рыбной отрасли. Мы рады сотрудничеству с прессой и оперативно реагируем на запросы журналистов.

За более подробной информацией, пожалуйста, обращайтесь
по адресу: pressa@fish-alliance.ru